Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
11.12.2015

Способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека

Террористические преступления Содержание Введение…………………………………………………………………………6 Глава 1. Сущность и классификация терроризма……………………………9 1. Общая способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека терроризма……………………………………9 1. Понятие и виды преступлений террористического характера……. Виды террористических преступлений и уголовная ответственность за их совершение………………………………………………………………. Квалификация организованных форм террористической деятельности……………………………………………………………………. Международное преступление террористического характера………. Терроризм представляет все большую угрозу государственной и личной безопасности, становится причиной значительных политических, социальных и экономических последствий, выражающихся в дестабилизации общественно-политической системы отдельных государств и деструктивном влиянии на глобальную систему международных отношений. Признаком повышения уровня угрозы терроризма на современном этапе стала тенденция к проведению терактов, масштаб интенсивность которых по своей бесчеловечности и жестокости становится одной из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Акции террористических организаций направлены не только на обострение обстановки в конкретном регионе, но и на захват власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя. Универсализация угрозы терроризма любого происхождения классового, религиозного, расового, национального и прочего породила к жизни общемировой феномен ответственности за проявления терроризма в отечественном и международном уголовном праве. В связи с этим большую значимость приобретают исследования, направленные на определение принципов и характера ответственности за террористические преступления по уголовному законодательству Российской Федерации во способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека с соответствующими нормами международного уголовного права. Вышесказанное обусловливает актуальность темы исследования и требует выработки обоснованного подхода в концептуальном понимании террористических преступлений по международному и российскому национальному уголовному праву. Целью данной работы является разработка правового определения террористических преступлений в уголовном законодательстве, изучение их видовой классификации, изучение воздействия международного уголовного права способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека национальное уголовное законодательство Российской Федерации, призванное обеспечить успех в борьбе с терроризмом, и обоснование предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм. Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач: 1 дать общую характеристику терроризма; 2 изучить понятие преступлений террористического характера в современном уголовном праве; 3 проанализировать состав преступления «Террористический акт»; 4 проанализировать составы организованных форм террористической деятельности; 5 дать характеристику международным преступлениям террористического характера. Объектом настоящего дипломного исследования являются общественные отношения интересы, связанные с реализацией национального и международного уголовного права в части ответственности за террористические преступления. Предметом исследования явились международные договоры, участником которых является Российская Федерация, российское законодательство. В качестве методологической основы проведенного исследования выступают логико-правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный, социологический и некоторые другие методы. В качестве нормативной базы исследования были использованы международные нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы Российской Федерации. Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов в области международного уголовного права, национального уголовного права, криминологии, общей теории права, таких как Эмпирическая база исследования — постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Структура работы: работа содержит введение, две главы, выключающие пять параграфов, заключение, список использованной литературы. Сущность и классификация терроризма 1. Общая характеристика терроризма Терроризм как явление, одной из основных содержательных, сущностных сторон которого является всякого рода устрашение, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об этой особенности свидетельствует и этимология данного понятия, происходящего от слова «террор» от лат. История терроризма насчитывает века, поэтому можно определенно утверждать, что терроризм был присущ в разные исторические эпохи общественной жизни разных народов, а степень его активности зависела от характера политической системы, социальной способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека духовной жизни в целом. По мнению многих историков и специалистов, в период Французской революции возникло понятие «террор», которому придается политическая окраска как методу воздействия на умы людей. В ХIХ веке в Европе возникли террористические организации республиканского и националистического способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. Однако в то время террористические акции во многом носили индивидуалистическую, романтическую окраску борьбы за достоинство и свободу личности. Террор в то время зачастую оправдывался тем, что поможет открыть путь к господству социальной справедливости и всеобщему благосостоянию. Тираноубийством оправдывала террор буржуазия, декларируя это как открытый путь к коренным социально-экономическим преобразованиям. Террор расцветал особенно пышно на основе анархистских и националистических взглядов со второй половины XIX века. В тот период жертвам способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека в Европе стали король Франции Луи-Филипп против него совершено семь террористических актовимператор Фридрих-Вильгельм два террористических актаНаполеон III три террористических акта. Российский император Александр II скончался в результате взрыва бомбы седьмой террористический акт. Большинство исследователей отмечают существенные особенности современного терроризма как инструмента систематического устрашения общества насилием, его массовый характер вплоть до геноцида со стороны властных структур Камбоджа при Пол Потевсе возрастающее количество террористических актов их жертв, глобализацию интернационализацию терроризма. К числу особенностей современного терроризма можно также отнести его новые организационные формы. В настоящее время и в отечественном, и в международном законодательстве имеются различные подходы к определению терроризма, и ни одно из них не является идеальным. Европейская конвенция о пресечении терроризма Страсбург, 27 января 1977г. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Шанхай, 15 июня 2001г. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом Минск, 4 июня 1999г. Технологический терроризм представляет собой, согласно Договору, использование или угрозу использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического биологического оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытку совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление. Определяя термин «терроризм», прежде всего следует отметить, что существует несколько подходов к терроризму. Дискуссии об этом не прекращались, а в настоящее время в связи с актуализацией борьбы с терроризмом стали более активны и разнообразны. Достаточно удачно с точки зрения сущности данного исследуемое понятие определено в Федеральном законе от 6 марта 2006г. Здесь определяются понятия терроризма, террористической деятельности способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека террористического акта, а также противодействия способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека и контртеррористической операции: 1 терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий; 2 террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б подстрекательство к террористическому акту; в организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества преступной организацииорганизованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г вербовку, вооружение, обучение использование террористов; д информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; 3 террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; 4 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов профилактика терроризма ; б выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта борьба с терроризмом ; в минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма; 5 контртеррористическая операция - комплекс способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, оперативно-боевых, войсковых иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта; 6 антитеррористическая защищенность объекта территории - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Статья 205 УК РФ содержит понятие «террористический акт» и определяет его как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях», а в части 3 указанной статьи упоминаются конкретные способы совершения террористического акта, характеризующиеся повышенной опасностью: сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. По подсчетам специалистов, существует более ста определений понятия способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, но ни одно из них не может быть признано классическим. Более того, многие авторы не проводят различий между такими смежными понятиями, как «террор», «терроризм», «террористический акт» и другими схожими категориями, что значительно осложняет выработку единообразного подхода к пониманию проблем терроризма. «Террор, - пишет Емельянов, - обычно связывают с деятельностью государственной власти в определенные периоды существования государства, однако это не означает, что помимо государственной власти никакие другие силы не в состоянии насаждать повсеместный террор, внушая страх и ужас не только политическим противникам, а практически всем и каждому. Террор может быть как государственный, так и негосударственный». Таким образом, понятие «террор» олицетворяет собой акции массового физического, психологического, идеологического насилия, осуществляемого государственными и негосударственными общественно-политическими структурами, обладающими неограниченной властью над находящимся в их поле деятельности социальным контингентом. Отличительной чертой террора выступает именно массовость способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, т. В чистом виде террор - это убийство мирных граждан, с тем чтобы напугать общество и принудить политиков принять нужное решение. Террор применяется субъектами, обладающими неограниченной властью. Никто и ничто не может остановить террор над контролируемым ими социальным контингентом, кроме самих субъектов террора. Причем эти субъекты иногда теряют контроль над ходом событий. Террор безлик и неразборчив, ибо он подминает под себя не только политических противников, но в равной степени и множество случайно оказавшихся под его воздействием людей, стремясь таким путем достичь способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека всей способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека социального контингента. Отмеченные наиболее общие признаки террора позволяют отграничить его от смежных понятий, в частности от терроризма. Следует согласиться с мнением Моисеенко о том, что терроризм - «комплексное, родовое по отношению к целому ряду общеопасных однохарактерных деяний» понятие и является предметом не уголовно-правового, а криминологического изучения криминологическое понятиеа основанием уголовной ответственности выступает конкретный акт человеческого поведения - террористический акт уголовно-правовое понятие. Комиссаров также полагает, что термин «терроризм» отражает не правовой, а социальный смысл этого явления состояние страха, ужаса, вызванных физическим или психическим насилиемв то время как термин «террористический акт» делает упор на характеристике деяния как уголовно-правового явления. По мнению автора, террористический акт - уголовно-правовое понятие. Кибальник полагает, что терроризм является социальным явлением таким, как фашизм или коммунизма Боголюбова считает терроризм социально-политическим явлением. Авдеева, терроризм не уголовно-правовое понятие, а социально-политическое явление, которое включает в себя террористическую идеологию, организационную структуру и практическую террористическую деятельность. Крутских под терроризмом понимает политику и практику террора, вид насильственной преступности. Барихин определяет терроризм как совокупность противоправных актов убийств, похищений, диверсий и т. Долговой, терроризм как социальное явление - это любой акт насилия убийства, нанесение увечий, захват зданий, транспортных средств, заложников или угроза таких действий, совершенных различными способами против политических противников или других лиц с целью запугивания, создания в обществе атмосферы страха, ужаса, паники, растерянности. Смушкин полагают, что в криминалистических целях под терроризмом следует понимать разнородную преступную деятельность, направленную на оказание незаконного воздействия на государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и должностных лиц указанных органов с помощью создания атмосферы страха, устрашения населения и органов власти и приведшую к гибели либо создающую опасность гибели людей, причинения имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Сафаров считает, что терроризм - это осуществленные в целях оказания воздействия на государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и должностных лиц конкретные эпизоды преступной деятельности, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, обществу и государству либо с угрозой причинения вреда в указанных целях. Как уголовно-правовой феномен терроризм должен определяться не только точным понятийным аппаратом, но и четкими формальными границами, установленными как национальным законодательством, так и международными правовыми актами. В этом плане большой интерес представляют материалы дискуссии, развернувшейся за «круглым столом» журнала «Государство и право» на тему способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека психологические корни и правовые оценки». В ходе этой дискуссии видные ученые-юристы Одновременно обращалось внимание и на объективно существующие трудности, вызванные тем, что терроризм - явление довольно сложное, многогранное, носящее зачастую международный характер. Поэтому возникают еще проблемы соответствия понятий терроризма, зафиксированных в международных документах и национальном законодательстве, и выработки комплексных мер коллективной безопасности, направленных на борьбу с этим видом преступлений. «Как уголовно-правовое явление, - отметил, в частности, Комиссаров, - терроризм должен иметь более определенный характер и четкие границы. Это необходимо в силу известной формальности права и обязательности установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности признаков состава преступления. Как уголовно-правовой феномен терроризм может носить международный характер и в соответствии с рядом международных документов относиться к числу международных уголовных преступлений. Формы его проявления в этом качестве достаточно разнообразны. Однако в связи с отсутствием международных уголовно-правовых санкций и органа, который рассматривал бы такие дела, ответственность за совершение названных преступлений наступает по национальному уголовному законодательству». Таким образом, терроризм - социально-политическое и криминологическое понятие, а террористический акт является уголовно-правовым понятием. Исходя из этого представляется правильным применение названия «террористический акт» к действиям, предусмотренным в ст. Терроризму как уголовно-правовому явлению свойственны следующие отличительные признаки: - терроризм всегда носит публичный, т. При этом, как указывает Сальников, создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения. Таким образом, представляется правильным, во-первых, определять терроризм, как системное насилие, т. Исходя из этих посылок и анализа содержания вышеприведенных дефиниций, предлагается следующее определение терроризма: терроризм есть идеологически способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, систематическое применение противоправного насилия в виде действия или угрозы действия в отношении граждан, имущества для достижения социально-политических изменений. Понятие и виды преступлений террористического характера В действующем законодательстве о противодействии терроризму отсутствует такое часто используемое понятие, как «преступления террористического характера». Федеральный закон «О противодействии терроризму» сформулировал определение терроризма, террористической деятельности и террористического акта, но, в отличие от утратившего силу Федерального закона «О борьбе с терроризмом»не содержит понятия «преступления террористического характера», не представляет их перечень, предусмотренный статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с этим законодательно неопределенный круг преступлений террористического характера образует в данной сфере ряд проблемных способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. В настоящее время термин «преступления террористического характера» употребляется в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 5 октября 2009г. Так, к одной из основных задач противодействия терроризму Концепция относит: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов иных преступлений террористического характера ст. Термин «преступления террористического характера» встречается в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с терроризмом. Они также не приводят перечня преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. В Уголовном кодексе РФ в настоящее время закреплены шесть составов преступлений, в диспозициях которых содержатся признаки, прямо указывающие на их отношение к преступлениям исследуемой категории: - ст. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», - ст. «Организация террористического сообщества и участие в нем», - ст. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». Ведущую роль в криминализации деяний террористического характера законодатель отдает ст. Представляется, что преступления, предусмотренные названными статьями УК РФ, как раз и образуют группу преступлений террористического характера. Исходя из логики законодателя, представленную совокупность можно классифицировать по признаку наличия специальной цели преступления на преступления: 1 предполагающие специальную цель: а понуждение способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, международных организаций, общественных объединений и физических лиц к решениям, действиям или воздержанию от каких-либо действий ст. Следует заметить, что перечень преступлений исследуемой категории, закрепленный законодателем в диспозиции ст. Омигов справедливо указывает на то, что двойственный подход законодателя к определению круга преступлений в рассматриваемой области только вводит в заблуждение правоприменителя. В тоже время, в частях 1 и 2 ст. Если от имени или в интересах такой организации осуществляется организация, подготовка способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека совершение преступлений, предусмотренных ст. Петрушенкова, к терроризму имеют лишь косвенное отношение: ст. Федеральным законом от 07 августа 2001г. Помимо уже перечисленных составов, многие авторы относят к преступлениям исследуемой категории преступление, предусмотренное статьей 281 УК РФ «Диверсия». Проанализировав действующие Федеральные законы, можно сделать вывод, что применяемый в них расширительный подход, по существу, не дает понятия преступлений террористического характера, не выделяет фиксированный круг таких преступлений. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09. Следует акцентировать внимание об указании Верховным Судом РФ именно на «террористическую направленность» данных преступлений, вместо ранее применяемого понятия «террористический характер». Непосредственные правоприменители норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму - Генеральная прокуратура и МВД России - приняли нормативный правовой акт межведомственного характера, который закрепил понятие «преступления террористического характера», а также определил исчерпывающий их перечень. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Исчерпывающий перечень преступлений террористического характера, хотя и не безупречен, но фиксирован и удобен в правоприменительном процессе. Практика свидетельствует о том, что террористические акты на территории Российской Федерации сопряжены с совершением иных преступлений, например, созданием незаконного вооруженного формирования, захватом заложника и др. Поэтому при составлении правоприменителями перечня преступлений террористического характера большое значение придавалось не только теоретическим разработкам, но и практике совершения соответствующих преступлений и борьбы с ними. Как указывалось выше, вопросы борьбы с терроризмом также определяются международными Конвенциями, которые ставят перед собой более глобальные цели и задачи, такие как установление в конвенции общих основ борьбы с терроризмом как с международной проблемой, цели обеспечения борьбы с терроризмом, правовые основы взаимной помощи в вопросах уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты и т. Следует согласиться с мнением Сундиева В соответствии со ст. Соответственно серьезное внимание должно уделяться имплементации норм международного уголовного права в российское уголовное законодательство. Россия является участником многосторонних конвенций, заключенных в рамках Организации Объединенных Наций, Совета Европы, двусторонних соглашений по вопросам, затрагивающим сферу борьбы с терроризмом. Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. Конвенцией криминализированы три основных состава, отнесённые к преступлениям террористического характера: публичное подстрекательство к совершению террористических преступлений, подготовка террористов их вербовка. Особое значение придается статье о криминализации публичного подстрекательства к совершению террористического преступления, связанной с пресечением доступа террористов их спонсоров к общественности, СМИ, Интернету. Ратификация Российской Федерацией международных законодательных актов требует внесения изменений в национальные нормативные правовые акты, регламентирующие антитеррористическую деятельность. Таким способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, в основе преступлений террористического характера лежит сложное многоаспектное социально-историческое явление — терроризм. До настоящего времени в российской правоприменительной практике не существует закрытого перечня преступлений террористического характера. Между тем, необходимость скорейшего четкого и единообразного разрешения данного вопроса напрямую связана с разработкой наиболее эффективных способов противодействия преступлениям террористического характера, принятия действенных механизмов проведения специальных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение преступлений террористического характера. Проанализированные в настоящем параграфе нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере, должны не конкурировать между собой и не существовать параллельно, тем самым не вводить в заблуждение правоприменителя, а эффективно сотрудничать друг с другом и в определенных случаях дополнять друг друга. Поэтому представляется, что одним из основных направлений совершенствования законодательства России в сфере противодействия терроризму необходимо обозначить в нем четкое определение понятия «преступления террористического характера», в том числе посредством определения логически построенного исчерпывающего перечня преступлений данных категорий. При этом следует выделить отличительные признаки преступления террористической направленности: а преступление совершается посредством взрывов, поджогов, механических повреждений, разрушений зданий, сооружений, аварий, катастроф и крушений на транспорте, затоплений сооружений, помещений, складов, территорий, радиоактивного, химического, бактериологического иного заражения местности и других действий, создающих опасность массовой гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; б преступление имеет постоянное медийное сопровождение: заявления представителей террористических организаций, выдвижение требований особенно при захвате заложников ; в характер преступления и следы, оставленные на месте его совершения, дают основания полагать, что оно тщательно спланировано, совершено несколькими лицами, действующими согласно заранее распределенным ролям, используя новейшие технические средства, способствующие совершению преступления; г преступление носит характер устрашения и совершается в форме акта насилия с применением взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и т. Исходя из изложенного, можно дать следующее определение преступления террористического характера: преступление террористического характера - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение повреждение или угроза уничтожения повреждения имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека или иных интересов. Виды террористических преступлений и уголовная ответственность за их совершение 2. Террористический акт На протяжении последних десятков лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как терроризм. Подтверждением способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека служит далеко не полный перечень наиболее известных террористических акций: - в 1972 году во время Олимпийских игр в Мюнхене группировкой «Черный сентябрь» была расстреляна легкоатлетическая команда Израиля; - в 1983 году произошел взрыв в казармах морской пехоты США в Бейруте, а в декабре того же года - в американском посольстве в Кувейте; - в 1984-1985 годах аналогичные инциденты произошли в международных аэропортах во Франкфурте, Риме и Вене; - в 1988 году в небе Шотландии был взорван авиалайнер компании «Пан-Америкэн» погибло 259 человек ; - в феврале 1993 года террористы взорвали бомбу во Всемирном торговом центре в г. Нью-Йорке, что привело к многочисленным жертвам; - в апреле 1995 года в результате террористического акта в Оклахома-Сити погибло 168 человек; - октябрь способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека стал трагичным для Армении, когда террористы в здании парламента Армении убили председателя парламента, премьер-министра и еще ряд депутатов; - год 1999-й стал особенно трагичным для России - взрывы в Москве и Волгодонске унесли сотни человеческих жизней; - 11 сентября 2001г. Понятие способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека акта дано в ч. Необходимо отметить, что действующая редакция ст. Так, в соответствии с положениями ст. Такое решение законодателя представляется обоснованным с точки зрения точности определения содержания конкретного деяния. Как справедливо отмечалось в научной литературе, терроризм - это термин, который более уместно использовать для обозначения социального феномена в целом, а не отдельного преступления. Статья 205 УК РФ находится в разделе IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», что позволяет обозначить родовой объект этой группы преступлений как совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность в широком смысле слова, а также общественный порядок в широком смысле слова. Родовым объектом преступлений, объединенных в разделе IX УК РФ в том числе террористического актаявляются способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека отношения, содержание которых составляют общественная безопасность в широком смысле слова, т. Видовым объектом террористического акта являются общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность в узком смысле слова, т. Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению общественной безопасности устанавливает Федеральный закон от 28. N 390-ФЗ «О безопасности». К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Комиссарова, общественная безопасность в широком смысле слова как составная часть родового объекта посягательств, предусмотренных разделом IX УК РФ характеризуется состоянием защищенности, понимается как безопасные условия функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологическая безопасность, безопасность движения и компьютерной информации. Указанное мнение представляется правильным, поскольку общественная безопасность - это не только состояние защищенности отсутствие опасности общества и его основных благ от угроз источников опасности, но и снижение, ослабление, устранение и предупреждение опасности и способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также поддержание достаточного для нормального функционирования общества уровня их защищенности. Основной непосредственный объект террористического акта - это те конкретные общественные отношения, которые поставлены под охрану уголовного закона и которым причиняется ущерб преступлением. При совершении террористического акта таковыми являются общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность. Как видно, хотя названия родового, видового и непосредственного объектов террористического акта совпадают, их содержательная сторона различается по своему объему. Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов. Изменилось содержание объективной стороны состава преступления. Вместе с тем устрашение населения - по сути, всего лишь средство достижения конечной цели террористов, которая заключается в воздействии на принятие решения органами власти, поэтому выбираются такие способы осуществления террористического акта, которые могут породить волнение, панику среди широких слоев населения. Общеопасный способ совершения деяния взрыв, поджог, иные действия устрашающего характеракак правило, многочисленные случайные жертвы - все это свидетельствует о том, что террористический акт по своей природе объективно устрашает население. В связи способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека этим представляется обоснованной позиция законодателя, который указал в новой редакции ст. Таким образом, теперь объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. В объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. Понятно, что настоящее дополнение обусловлено современной криминальной ситуацией. Общественная опасность террористических актов, совершаемых путем взрывов в отличие от других преступлений террористического характера заключается в том, что они влекут за собой массовую гибель людей, вызывают у населения чувство страха и незащищенности, причиняют значительный вред объектам жизнеобеспечения и все это приводит к существенной дестабилизации в обществе. В современной России проблема борьбы с террористическими актами, совершенных посредством взрывов, с каждым годом приобретает все большую остроту и значимость. В первую очередь это объясняется тем, что данные преступления несут в себе негативный потенциал невиданной прежде разрушительной силы, причиняя непоправимый вред отношениям, охраняемым уголовным законом. Угнетающе действуя на волю, сознание и чувства самых широких слоев населения, они подрывают надежду на улучшение жизни, парализуют социальную и гражданскую активность. Тем самым преступления, связанные с террористическими актами, совершаемыми посредством взрывов все больше приобретают черты крайне опасной угрозы национальной способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. Взрыв, поджог иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются такие общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций. Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появление большого количества беженцев, дезорганизация нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительное нарушение работы предприятий, средств связи, транспорта и т. Угроза совершения террористического акта в контексте ст. Адресатами подобных сообщений могут быть широкие слои общественности, правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Для квалификации содеянного по ст. По этому признаку угрозу совершения террористического акта следует отграничивать от заведомо ложного сообщения об акте терроризма ст. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. Опасность гибели человека означает, что эти действия угрожали хотя бы одному человеку. Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями. Субъективная сторона угрозы совершения террористического акта характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что угрожает совершением террористического акта, и желает осуществить эти действия. Обязательным признаком субъективной стороны угрозы совершения террористического акта является цель - воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т. Если же указанные в законе действия взрывы, поджоги и т. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. Основными целями террористических акций являются: - желание посеять страх среди мирного населения, - выражение протеста против политики правительства, - вымогательство, - нанесение экономического ущерба государству или частным лицам, - проведение террористических актов против своих соперников в борьбе за политическое влияние. Возможные цели терроризма: - физическое устранение политических оппонентов, - устрашение гражданского населения, - «акции возмездия», - дестабилизация деятельности государственной власти, - нанесение экономического ущерба, - осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений, разжигание межнациональной розни, - намеренное провоцирование военного конфликта, - изменение политического строя. Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет. К квалифицирующим признакам террористического акта ч. К особо квалифицирующим признакам террористического акта, в соответствии с ч. Объекты атомной энергетики - это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными исследовательскими реакторами, критическими и под-критическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся расщепляющие ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения - это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью. Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию например, аммиак, хлор. Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые инфекции и т. К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде, т. Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти когда они имеют способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека возможность принять меры к предотвращению акта терроризма. Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т. Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных комментируемой статьей. Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной прекращение подготовки акта терроризматак и при активной форме отказа устранение последствий своих действий по подготовке акта. При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников кроме исполнителя возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к ст. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма. Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления ст. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало. Террористический акт по объективным признакам имеет сходство с некоторыми преступлениями, в частности с диверсией ст. Их отличие в том, что они наносят ущерб иным объектам, иным общественным отношениям и в различной направленности общественно опасного деяния. Террористический акт от диверсии отличается по целям: цель террористического акта - нарушение общественной способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти; цель диверсии - подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства. Если указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека либо повлекли причинение значительного имущественного ущерба или наступление иных тяжких последствий, за них предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека срок от одного года до двух лет. Если же данные деяния сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, либо повлекли умышленное причинение смерти человеку, то они наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. Таким образом, террористический акт отличается от иных преступлений, посягающих на личность, собственность иные объекты уголовно-правовой охраны, во-первых, способом совершения, которым являются действия общеопасного характера взрыв, поджог и т. Представляется возможным предложить следующую редакцию ст. Совершение взрыва, поджога, стрельбы из огнестрельного оружия или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, с целью воздействия на принятие выгодного террористам решения органами власти, местного самоуправления, иностранными государствами или международными организациями либо способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях наказывается. Те же деяния, совершенные: а группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б повлекшие по неосторожности смерть человека; в повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; г с применением взрывных устройств и боеприпасов большой мощности, наказываются. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека, если они: а сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека биологических веществ либо с совершением иных действий, повлекших массовую гибель людей; б повлекли умышленное причинение смерти человеку, наказываются. Квалификация организованных форм террористической деятельности Квалификация организованных форм террористической деятельности вызывает серьезные сложности. При одинаковых обстоятельствах действия виновных лиц подчас квалифицировались либо по ч. Одновременно имели место факты, когда при очевидной необходимости квалификации совершенных действий также и по ст. Правильное решение вопросов, связанных с квалификацией организованных форм террористической деятельности, требует анализа признаков составов преступлений, предусмотренных ст. При этом необходимо принять во внимание введение в УК РФ Федеральным законом от 02. N 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новелл - статей 205. Под незаконным вооруженным формированием понимается не предусмотренная федеральным законом группа лиц объединение, отряд, дружина, иная группахотя бы один участник которой имеет оружие, т. Деятельность такого формирования не урегулирована федеральным законодательством, а с учетом вооруженности участников она представляет значительную общественную опасность, так как названное формирование может быть использовано в противоправных целях. Не случайно также, что вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, законодатель признал содействием терроризму ст. С объективной стороны организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем выражается в следующих формах: а создание вооруженного формирования объединения, отряда, дружины или иной группыне предусмотренного федеральным законом ч. Создание незаконного вооруженного формирования означает выполнение различных организационных мероприятий, направленных на обеспечение функционирования такого формирования разработка структуры и задач, вербовка участников, материально-техническое обеспечение, обучение и т. Под руководством следует понимать управление уже созданным формированием, обеспечение его функционирования, решение конкретных задач. Понятие финансирования дано в примечании 1 к ст. Участие в незаконном вооруженном формировании может выражаться как в форме непосредственного вхождения в его состав, так и в форме выполнения обязанностей по обеспечению его деятельности. Субъективная сторона незаконного вооруженного формирования характеризуется виной в виде прямого умысла. В то же время диспозиция рассматриваемой статьи не содержит указания на цель и мотивы. И хотя такие цели могут быть способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека политическими, религиозными, коммерческими и т. Если же для осуществления террористической деятельности создается вооруженная группа, имеющая целью нападение на граждан и организации взрывы жилых домов, государственных учреждений, захват заложников и др. Таким образом, из анализа признаков состава преступления, предусмотренного ст. Объективная сторона бандитизма ст. Существенные признаки банды вытекают из систематического толкования закона - под бандой понимается группа, состоящая не менее чем из двух лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации; группа должна быть вооружена, что предполагает наличие хотя бы у одного члена банды оружия, отвечающего признакам, указанным в ст. Раскрывая содержание признака «устойчивость», Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. Цель создания банды - нападение на граждан или организации. Важно отметить, что в п. Под нападением в контексте ст. Объективная сторона организации террористического сообщества и участие в нем ст. Под террористическим обществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений террористического характера либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, а равно руководство таким террористическим сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации ст. В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» от 1998 способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. Хотя данный закон и утратил юридическую силу, однако приведенное в нем понятие террористической организации по своему содержанию актуально и по сей день. Так, в соответствии с вышеуказанным законом террористической организацией является организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Целью создания террористической организации является осуществление террористических актов. Таким образом, нельзя не заметить, что объективные признаки незаконного вооруженного формирования, бандитизма прежде всего устойчивость и вооруженность созданной преступной группыорганизации террористического сообщества и участие в нем и организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации в определенной степени совпадают. В то же время имеются существенные различия - при бандитизме вооруженная группа банда создается в целях нападения на граждан или организации, тогда как при совершении преступления, предусмотренного ст. Целью преступлений, предусмотренных статьями 205. Далее необходимо рассмотреть вопрос, в каких случаях требуется квалифицировать действия виновных по ст. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. Преступное сообщество может состоять из нескольких структурных подразделений, которые, в свою очередь, представляют собой организованные устойчивые группы. Таким образом, в способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека одного преступного сообщества могут быть включены незаконное вооруженное формирование ст. Действия лица по созданию и руководству сообществом следует квалифицировать по ст. Если же будет установлено, что незаконное вооруженное формирование или банда является структурным подразделением преступного сообщества, то действия их руководителей и участников в зависимости от конкретных обстоятельств например, цели подлежат квалификации по совокупности ст. В таких случаях имеет место идеальная совокупность, при которой одно действие в данном случае это создание, руководство, участие содержит признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК. Субъективная сторона организации преступного сообщества характеризуется виной в виде прямого умысла и целью - совершение тяжких или особо тяжких преступлений. При квалификации действий виновных лиц необходимо учитывать следующее. Бандитизму, как уже отмечалось, присуща цель нападения на граждан или способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. В то же время цель, указанная в диспозиции ст. Понятие «служебное положение» в определенной степени было раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». Под осуществлением служебной деятельности исходя способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека п. Служебная деятельность включает управленческую, иную, органически связанную с управленческой, часто подчиненную ей или обслуживающую ее, юридически значимую для других людей деятельность, непосредственно не направленную на производство материальных благ или оказание материальных услуг, а также интеллектуальное и документальное обслуживание деятельности людей. Представляется, что в качестве специального субъекта рассматриваемых преступлений может выступать любое лицо, имеющее служебный статус в органах государственной власти, местного самоуправления, их учреждениях, в коммерческих иных организациях, использующее его для совершения действий, предусмотренных ст. Таким образом, необходимо отметить совпадение объективных признаков преступлений террористического характера, совершаемых организованными формами террористической деятельности. Отграничить рассмотренные в настоящем параграфе составы друг от друга позволяют существенно различающиеся признаки субъективной стороны. Международное преступление террористического характера Международное преступление - тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. Преступления международного характера - противоправные деяния с наличием иностранного элемента, совершенные, как правило, лицом или группой лиц и нарушающие нормальное развитие международных отношений или создающие угрозу этому развитию. Международный терроризм - совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Отечественная и зарубежная международно-правовая доктрина объединяет различные точки зрения юристов-международников по вопросам международных преступлений, в том числе — международного терроризма. В международно-правовой доктрине для определения международных преступлений и разграничения международных преступлений террористического характера используются различные критерии: значимость нарушаемых международно-правовых актов и характер регулируемых ими правовых отношений; степень общественной опасности; причины международных преступлений; особая тяжесть международного преступления, которая может вытекать либо из характера деяния жестокость, чудовищность, варварстволибо из масштаба его последствий массовость. Весьма интересно определение Трайнина: международные преступления против человечества характеризуются значительной и разнородной группой деликтов убийство, уничтожение имущества и т. Большинство террористических преступлений, безусловно, содержат такие черты, другие же террористические акты отвечают этим условиям отчасти. Тем не менее, большинство террористических актов, как правило, предполагает планирование, подготовку террористического акта, убийства, преследование по политическим, расовым, религиозным иным мотивам и т. Следует обратить внимание и на такой вопрос, как международный характер терроризма, а именно на тот факт, что и в литературе, и в международных договорах речь идет в основном о международном терроризме. Другими словами, указывается на необходимое присутствие иностранного элемента в преступлении терроризма. Как правило, это совершение преступления на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под юрисдикцию ни одного государства; преступники, соучастники или жертвы являются гражданами разных государств; поэтому зачастую национальные средства борьбы с такими деяниями неэффективны. Однако международным преступлением следует признать не просто международный терроризм, а терроризм вообще. Здесь можно провести аналогию с преступлениями геноцида и апартеида. Ни Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948ни Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 не говорят об обязательном наличии иностранного элемента как необходимой составляющей для признания этих преступлений международными. Опасность представляет преступление геноцида как таковое, а не его возможный межгосударственный характер. То же самое уместно и в отношении преступлений терроризма: ни место совершения, ни интернациональный состав преступников их жертв не делают одни акты терроризма менее опасными по сравнению с другими. Наиболее общим подходом является рассмотрение международных преступлений и преступлений международного характера с позиции субъекта и объекта преступлений. Именно эти критерии являются основными в определении международных преступлений; с их помощью возможно и сопоставление международных преступлений и преступлений терроризма. Существует точка зрения, что международные преступления есть преступления, субъектом которых может быть только государство. Положения международных договоров, однако, говорят способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека другом. Например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973помимо ответственности представителей государства, предусматривают ответственность частных лиц. Для государств квалификация особо опасных деликтов в качестве преступлений носит скорее дополнительный политический оттенок. Иными словами, как государство, так индивид совершает по сути одни и те же преступления. Применительно к государству, когда встает вопрос о его причастности к международному преступлению, речь идет о «преступлении не в смысле уголовного права, а в смысле международного публичного права», т. Понятие международного преступления государства является не уголовным, а международным публично-правовым понятием, отсюда и ответственность - международно-правовая. Что касается физических лиц, то для международной ответственности индивидов не имеет способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека значения их связь с государством. В итоге перед судом предстают конкретные лица, совершившие международное преступление. Государство предстать перед судом и нести уголовную ответственность не может фактически, а причастность государства к международному преступлению имеет значение лишь в целях установления ответственности либо только индивида, либо индивида и государства. Получается, что международное преступление не является каким-то особым деянием, которое может быть вменено исключительно способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. Международные преступления могут совершать не только государства, но и физические лица, что вполне сопоставимо с физическим лицом - субъектом преступления терроризма. В качестве субъекта преступления иногда рассматривается и юридическое лицо. Несмотря на то, что данная точка зрения пользуется поддержкой ряда ученых и даже была отражена в проекте Статута Международного уголовного суда, признание юридического лица в качестве субъекта международного преступления не является общепризнанным. Юридическое лицо не может рассматриваться и как субъект преступления терроризма. Сегодня террористические акты совершаются усилиями международных террористических организаций, однако такие организации вряд ли можно отнести к числу юридических лиц, зарегистрированных по национальному праву какого-либо государства. В то же время надо отметить, что ст. Тем не менее, данная мера, скорее всего, пытается охватить все виды ответственности юридических лиц, которые существуют в различных государствах мира. Ромашев, исходя из критерия субъекта преступления, предложил следующую классификацию: международные преступления, совершаемые государством, и международные преступления, совершаемые физическими лицами. Представляется, что такая классификация вряд ли может выступать достаточно четким критерием. Независимо от того, кто совершил международное преступление например, геноциднезависимо способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека имеющихся у субъекта возможностей совершить это преступление международное преступление в любом случае остается одинаково опасным для международного мира и безопасности. Под объектом международного преступления понимаются урегулированные международным правом общественные отношения, на которые посягает данное преступление. В отечественной международно-правовой литературе к объектам международных преступлений в силу их большой общественной опасности способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека широкий диапазон международных отношений, благ и т. Коровин давал этому следующее объяснение: «. Зарубежная доктрина в вопросе об объекте международного преступления исходит из тех же предпосылок, что и отечественная доктрина. Здесь можно привести точку способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека Оппенгейма: международные преступления «могут быть совершены по отношению к столь различным объектам, что перечислить их невозможно». Общесоциальная опасность терроризма чрезвычайно велика; он разрушает основы и безопасность международного сообщества, акции международного терроризма представляют собой особый вид войны, ведения отдельных военных действий. Можно прийти к выводу о соответствии объектов международного преступления и преступления терроризма. Объекты этих преступлений могут не совпадать полностью, однако в большей части их совпадение представляется явным. Более того, отмечается связь между террористическими актами и международными преступлениями. Терроризм относится к преступлениям, опасность которых заключается в том, что они, будучи совершенными в мирное время, приходят на смену международным преступлениям и становятся средством нагнетания международной напряженности, а также могут провоцировать международные конфликты. В международно-правовой литературе встречаются мнения о необходимости закрепления за преступлениями терроризма характеристики международного преступления. Крылов считают, что международный терроризм должен быть признан преступлением против человечности и охвачен юрисдикцией Международного уголовного суда. С середины двадцатого столетия в мире отмечается рост террористической способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека. Генеральная Ассамблея ООН как главный мировой политический форум не могла не обратить внимание на данную проблему. С того времени практически ежегодно вопрос борьбы с терроризмом входит в повестку дня Генеральной Ассамблеи. Субъектом терроризма в резолюциях Генеральной Ассамблеи выделяются как физическое лицо, так и государство. В текстах появился призыв воздержаться от организации, подстрекательства, финансирования, содействия или участия в террористических актах в других государствах или попустительства деятельности на их территории, направленной на совершение таких актов. В середине 1980-х гг. Субъект преступления терроризма, таким образом, способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека играть решающую роль. Если объединить все объекты преступлений терроризма, которые упоминаются в резолюциях Генеральной Ассамблеи, то получится следующий перечень: жизнь невинных людей, основные свободы, достоинство человеческой жизни, дружественные отношения между государствами, международное сотрудничество, включая сотрудничество в целях развития, независимое существование государств, территориальная целостность и безопасность государств, международный мир и безопасность, плюралистическое гражданское общество, социально-экономическое развитие государств, права человека, основные свободы, демократические основы общества. Похожие положения имеют место в резолюциях Совета Безопасности ООН. Субъектом преступлений терроризма, как и способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека резолюциях Генеральной Ассамблеи, указываются государства и физические лица. Упоминая государства, СБ ООН устанавливает, что каждое государство-член обязано воздерживаться от организации террористических актов в других государствах, подстрекательства к ним, пособничества им или участия в них, а также от допущения на своей территории организованной деятельности, направленной на совершение подобных актов. Такие упоминания зачастую имели способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека адресата Ливия, Судан, Афганистан. В качестве объекта преступлений терроризма выделяются следующие: жизнь невиновных гражданских лиц, международный мир и безопасность, международные отношения, безопасность государств, социально-экономическое развитие всех государств, глобальная стабильность и процветание. В документах ООН сегодня прослеживается следующая тенденция: международное сообщество в лице двух важнейших с позиции обеспечения и поддержания международного мира и безопасности органов осуждает преступление терроризма как таковое во всех его формах и проявлениях независимо от того, кто является его субъектом, и независимо от наличия в преступлении «иностранного элемента». Формулировки объектов преступлений терроризма в данных документах перекликаются с формулировками объектов международных преступлений, что, в свою очередь, подтверждает актуальность понятия терроризма как международного преступления. Международное унификационное движение в области уголовного законодательства, работа главных органов ООН оказали огромное влияние на развитие теории международных преступлений и преступлений международного характера. Несмотря на то, что результаты работы унификаторов и Комиссии международного права, как правило, не завершались заключением международного договора, позиция государств в отношении преступления терроризма была всегда однозначной. При всей разнице подходов к проблеме государства единодушны в одном: терроризм представляет собой опаснейшее преступление, которое с точки зрения угрозы международному миру и безопасности и масштабности совершения сопоставимо сегодня с международными преступлениями агрессии, геноцида и т. Заключение По итогам проведенного дипломного исследования можно сделать ряд выводов и сформулировать некоторые предложения, в частности, по совершенствованию нормы об ответственности за террористический акт. По результатам исследования терроризма как уголовно-правового явления выявлены следующие отличительные признаки терроризма: - терроризм всегда носит публичный, т. При этом создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения. Предлагается следующее определение терроризма: терроризм есть идеологически мотивированное, систематическое применение противоправного насилия в виде действия или угрозы действия в отношении граждан, имущества для достижения социально-политических изменений. Указывается, что в Уголовном кодексе РФ в настоящее время закреплены шесть составов преступлений, в диспозициях которых содержатся признаки, прямо указывающие на их отношение к преступлениям террористического характера: ст. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. «Организация террористического сообщества и участие в нем», ст. «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». Кроме того, в диспозиции статьи 205. По результатам анализа действующего законодательства сделан вывод о том, что применяемый расширительный подход не дает понятия преступлений террористического характера, не выделяет способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека круг таких преступлений. Обращается внимание на то, что одним из основных направлений совершенствования законодательства России в сфере противодействия терроризму необходимо обозначить в нем четкое определение понятия «преступления террористического характера», в том числе, посредством определения логически построенного исчерпывающего перечня преступлений данных категорий. Предлагается следующее определение преступления террористического характера: преступление террористического характера - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение повреждение или угроза уничтожения повреждения имущества и других материальных объектов, создающие опасность способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека имущественных или иных интересов. По результатам анализа состава преступления террористического характера «Террористический акт» указывается, что террористический акт отличается от иных преступлений, посягающих на личность, собственность иные объекты уголовно-правовой охраны, во-первых, способом совершения, которым являются действия общеопасного характера, во-вторых, целью преступления в виде стремления виновного оказать воздействия на принятие органами власти или международными организациями конкретных решений. Предлагается следующая редакция ст. Совершение взрыва, поджога, стрельбы из огнестрельного оружия или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, с целью воздействия на принятие выгодного террористам решения органами власти, местного самоуправления, иностранными государствами или международными организациями либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях наказывается. Те же деяния, способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека а группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б повлекшие по неосторожности смерть человека; в повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; г с применением взрывных устройств и боеприпасов большой мощности, наказываются. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ либо с совершением иных действий, повлекших массовую гибель людей; б повлекли умышленное причинение смерти человеку, наказываются. Далее указывается, что квалификация организованных форм террористической деятельности вызывает серьезные сложности. По результатам анализа составов преступлений террористического характера, совершаемых организованными формами террористической деятельности, отмечается совпадение объективных признаков преступлений террористического характера, способы осуществления непосредственного террористического воздействия на человека организованными формами террористической деятельности террористическими организациями, незаконными вооруженными формированиями, устойчивыми вооруженными группамии возможность отграничения рассмотренных составов друг от друга по признакам субъективной стороны. В работе дана характеристика международного преступления террористического характера. Под объектом международного преступления террористического характера предлагается понимать урегулированные международным правом общественные отношения, на которые посягает данное преступление - жизнь невиновных гражданских лиц, международный мир и безопасность, международные отношения, безопасность государств, социально-экономическое развитие всех государств, глобальная стабильность и процветание. В заключении отмечается, что терроризм представляет собой опаснейшее преступление, которое с точки зрения угрозы международному миру и безопасности и масштабности совершения сопоставимо сегодня с международными преступлениями агрессии, геноцида. Список использованной литературы Нормативные правовые акты 1. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Шанхай, 15 июня 2001 г. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом Минск, 4 июня 1999 г. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства Рим, 10 марта 1988 г. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 Страсбург, 27 января 1977 г. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов Гаага, 16 декабря 1970 г. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации Монреаль, 23 сентября 1971 г. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. Федеральный закон от 02. Федеральный закон от 28. Федеральный закон от 06. Федеральный закон от 20. Федеральный закон от 07. Федеральный закон от 25. Федеральный закон от 13. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации утв. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17. Научная и учебная литература 27. Большой юридический энциклопедический словарь. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации отв. Бандитизм и другие тяжкие преступления против общественной безопасности. Современное международное публичное право. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма по материалам Южного федерального округа России : Дис. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах российской федерации. СПб: Секретариат Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, 2011. Материалы периодической печати 51. Основные подходы к определению соотношения понятий "террор" и "терроризм" в уголовном праве Официальный интернет-портал правовой информации электронный ресурс. «Консультант плюс» электронный ресурс. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации электронный ресурс.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Дорогой вилли дорогой никки документ
Евросеть липецк каталог товаров липецк акции
Результаты выборов в краматорске 25 10 15
Дебридат инструкция по применению
Шубы фирмы алеф каталог
Инструкций на русском
Теплота растворения солей таблица
Срок годности счетчика электроэнергии
Должностная инструкция менеджера по персоналу персонала
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Инструкции по применению стиральных машин lg
Открытый урок в школе
Нба турнирная таблица
Спонсорское письмо в великобританию образец
Халат своими руками выкройка
Формирование огурцов в теплице схема
Где живет бузова с мужем